yuljok (yuljok) wrote,
yuljok
yuljok

Categories:

Италия-2007. Ватикан.


11 июня 2007 года. Понедельник. Ватикан.

         07:18 Сейчас мы едем на экскурсию в музей Ватикана. Не в само государство Ватикан, как наивно решили некоторые из нашей группы, туда туристов не пускают, а всего лишь в музей. Но, думаю, там тоже должно быть много всего интересного. Открывается музей в десять утра, но, чтобы попасть внутрь, надо ещё очередь отстоять. И, как заверила нас наш экскурсовод по Риму, Галина, очередь немаленькую.

1. Очередь, и впрямь, оказалась, внушительной.

         Пока мы ехали до Ватикана, нам рассказывали его историю. Общая площадь государства Ватикан всего каких-то 44 га. Когда-то на этой территории жили монахи ватики. На Ватиканском холме был распят святой Пётр, причём, распят вниз головой. «Я не могу быть распят как мой учитель, распните меня вниз головой», – сказал он. И его пожелание было выполнено. В 4 веке нашей эры император Константин поднялся на Ватиканский холм, щедро поливаемый на протяжении предыдущих веков христианской кровью, и заложил первый камень в основание собора святого Петра. В 5 веке нашей эры земли Ватиканского холма были отданы в собственность епископата. В 1929 году Муссолини и тогдашний папа Римский Иннокентий II подписали конкордат (пакт о примирении между Римом и Ватиканом), и с этой даты Ватикан получил свою независимость и самостоятельность как теократическое государство (это такое государство, во главе которого стоит верховный жрец, в случае Ватикана – это папа Римский). У Ватикана есть свой гимн, герб, телевидение, монетный двор. Подданными Ватикана могут быть и являются только рукоположенные в сан, в число обслуживающего персонала могут входить светские люди, но подданными – исключительно рукоположенные в сан. Католики до сих пор на первой стадии обращения в сан дают обет безбрачия (обет целибата). Все понимают, что множество извращений в рядах священнослужителей вызвано именно этим обетом, и он уже давно изжил себя, но и поныне это правило для священников остаётся незыблемым. Существует даже анекдот на эту тему. Разговаривают два кардинала. Один спрашивает:
        -          Как ты думаешь, доживём ли мы когда-нибудь до исключения целибата из конституции?
        -          Нет, – отвечает ему другой, – но наши дети точно доживут.  ))
        Пока мы стояли в длиннющей очереди из желающих попасть в музей Ватикана, наш гид Галина потрясающе интересно рассказывала о римском папе Иоанне Павле II. Про конклав кардиналов в 1979 году, и речь перед конклавом кардиналов никому неизвестного польского кардинала Войтылы, про его первое появление после избрания его новым папой Римским перед толпой, собравшейся у собора святого Петра и ожидающей решения конклава, и о его первых словах на итальянском, обращённых к разочарованным выбором кардиналов людям. То, что вновь избранный папа произнёс какие-то слова, было само по себе удивительно, потому что обычно нового папу показывали толпе, словно бессловесную куклу и тут же уводили с балкона. Однако Иоанн Павел II взял у кардинала, представившего его, микрофон из рук и сказал с заметным акцентом, но на итальянском: «Я не очень хорошо знаю ваш… наш язык, но уверен, что если я ошибусь, вы меня поправите». После этих простых слов площадь, которая до этого улюлюкала и свистела, узнав, что новым папой избрали не итальянца, а какого-то славянина, так вот, эта площадь просто взорвалась аплодисментами. Итальянцы, которые сначала не приняли Иоанна Павла II, быстро его полюбили, а в последние годы его пребывания на престоле Римской католической церкви просто боготворили. Уникальная была личность. Иоанн Павел II впервые за всю историю Римской католической церкви нарушил один из её основополагающих постулатов – непогрешимость папы Римского. Считалось, что если кардинала избрали папой Римским, то он в одном шаге от бога и непогрешим по определению. А Иоанн Павел II в 2000 году произнёс речь, в которой прозвучали слова «mia culpa» (моя вина), принимая на себя ответственность за все грехи и прегрешения не только католиков, но и верующих всего мира, за годы инквизиции, за войны, за холокост и прочие. Иоанн Павел II, как ни один папа до него, очень много ездил по миру, только в Латинской Америке он был 16 раз. Он возвратил икону Казанской божьей матери, долгое время хранившейся в Ватикане, русской православной церкви. Он молился в храмах всех известных в мире конфессий – в мусульманских мечетях, в синагогах, в православных храмах. Он первый Римский папа, посетивший Святую землю.
        Ещё Галина нам рассказала, что в истории папского престола был уникальный случай – в 989 году папой Римским стала женщина! Её звали Иоанна – папесса Римская. Она, разумеется, скрывала, что она женщина, и делала карьеру в облике мужчины. Она правила Ватиканом 2 года, а после природа её погубила – она влюбилась в своего охранника и забеременела от него. И, когда во время крёстного хода по Риму она потеряла сознание, её секрет был раскрыт. Само собой, был невероятный скандал, по-прежнему оставаться во главе Римской католической церкви ей позволить не могли. Иоанну заточили в женском монастыре, где она и закончила свои дни. До сих пор в истории папства нет никакого указания о  годах правления папессы Иоанны, и её имя не упоминается ни в одном списке имён пап Римских. Римская католическая церковь приняла все меры для того, чтобы не было даже намёка на то, что папой Римским была женщина. Однако, косвенным подтверждением того факта, что всё вышеописанное всё же имело место, является то, что на протяжении достаточно длительного времени процедура избрания нового папы в обязательном порядке включала следующий момент. Вновь избранного папу сажали на такое особое кресло с отверстием в середине, и специальный служитель церкви подсматривал в это отверстие снизу, после чего сообщал кардиналам  следующую фразу, дословно: «Я вижу яйца!».  ))  Такая вот, как выясняется, занятная история у скучной католической церкви.
        Благодаря Галине и её интереснейшим рассказам время в очереди пролетело совершенно незаметно, и в начале одиннадцатого мы уже входили в двери музея Ватикана.

2. Ну, можно сказать, парадные ворота города-государства Ватикан.



        Мы прошли по залам с греческими и древнеримскими скульптурами, посетили зал фресок, картографический зал, побывали в зале гобеленов Рафаэля (гобелены были вытканы, разумеется, не самим Рафаэлем, у него были дела поважнее, чем такими глупостями заниматься
)), но по его эскизам).

3. Двор Шишки.                                                                              4. Экспонаты музея. Богиня плодородия.

 

5. Детишки играют. Эти скульптуры отличает необычная живость, обычно людей скульпторы того времени изображали более статичными и лишёнными эмоций.



6. Вид из окна. Это и есть Ватикан.



7. В Ватикане тоже журчат фонтаны!



8. Толпы туристов.



        Из музея Ватикана мы плавно переместились в Сикстинскую капеллу.

        Именно в стенах Сикстинской капеллы хрен его знает, с какого века (Галина нам, конечно же, говорила, с какого, но кто ж запомнил-то!), короче, именно в Сикстинской капелле на протяжении многих веков конклав кардиналов избирает нового папу Римского. А ещё здесь на стене и потолке имеются фрески работы Микеланджело. Так, на потолке фрески, изображающие сотворение мира, создание Адама, в частности, на одной из них есть часто встречающееся изображение двух рук, тянущихся друг к другу (обратите внимание, я сейчас не про заставку Nokia говорю), точнее, двух указательных пальцев. Фреска запечатлела момент вселения в только что сотворённое тело Адама души. А на стене Микеланджело по заказу очередного папы Римского (тоже не буду врать, какого именно) написал знаменитую «Сцену страшного суда». Очень много всего символичного вложил художник в эту фреску.  Например, выписал в профиле человека, стоящего слева от Иисуса Христа, черты Данте Аллигьери, «Божественная комедия» которого вдохновила его на написание этой фрески. Микеланджело даже написал свой автопортрет в коже, содранной с одного из апостолов после бичевания (на фреске этот апостол живой и невредимый держит кожу в своих руках). Искусствоведы полагают, что такой странный выбор для размещения автопортрета был обусловлен тем, что Микеланджело был довольно сложным человеком, не понятым современниками, очень одиноким и так и не нашедшим своего места в этом мире. Потому и поместил он себя и не в аду, и не в раю, а где-то посередине – этакая метущаяся душа. А чего стоит замечательная история с фигурой церемониймейстера папы Бьяджо де Чезена, которого Микеланджело изобразил в образе Миноса в аду, обнажённым, душимым змеёй – то есть завистью. Всё потому, что когда папа отправил Бьяджо де Чезена с поручением проверить, как идёт работа по созданию знаменитой фрески, тот был потрясён величием и размахом работы художника, но в силу завистливости и мелочности своей натуры не смог признать гения Микеланджело. Возвратившись к папе, он доложил ему примерно следующее: «То, что он там малюет, достойно быть скорее в таверне, но никак не в твоём храме». Разумеется, Микеланджело донесли слова де Чезена, и он ответил ему по-своему, придав одной из фигур грешников, мучающихся в аду, портретное сходство с завистливым церемониймейстером. Когда фреска была закончена, и её представили на суд папе, тот был просто покорён работой Микеланджело. Бьяджо де Чезена, конечно, тоже присутствовал на открытии и, само собой, не мог не узнать себя в нагой фигуре, обвитой змеёй. Мало того, что в аду, голый, так ещё и змея его душит! Он был взбешён, разгневан и немедленно обратился к папе с просьбой, чтобы тот повлиял на Микеланджело и заставил его убрать его изображение с фрески. На что папа ему ответил: «Вот если бы он поместил тебя в раю, я бы ещё мог попытаться что-нибудь сделать, но в аду я не властен!».  ))
       А ещё Галина обратила наше внимание на небольшой чёрный прямоугольник в левой части фрески, чуть ниже середины. «Как вы думаете, что это такое?», – обратилась она к нам. Мы затруднились ответить. «Когда-то, – сообщила она нам, – такой была вся стена. Она была полностью чёрной». Ведь до недавнего времени эта капелла была действующим храмом, «живым», как выразилась Галина. И в нём проходили службы, молилось множество верующих, горело бесчисленное количество свечей, а фрески, надо отметить, очень восприимчивы к окружающей их среде. И фреска Страшного суда, работы великого Микеланджело, вобрала в себя всё. К счастью, реставраторам удалось вернуть фреску практически из небытия, сантиметр за сантиметром при помощи жидкости особого состава и специальных губок смыв всю накопившуюся копоть и грязь, так что художникам оставалось только освежить краски на фреске, чтобы она вновь смогла предстать перед зрителями во всём своём великолепии.
       Я, помимо того, что имела удовольствие всё вышеперечисленное слышать в изложении Галины, а также видеть собственными глазами, сумела ещё и сфотографировать эту самую фреску со сценой Страшного суда. Вообще-то фотографировать в Сикстинской капелле строжайше запрещено. Галина нас сразу предупредила, что в музее Ватикана и в соборе святого Петра фотографировать можно, только без вспышки, а вот в Сикстинской капелле нельзя ни под каким видом – даже без вспышки. Если смотрители капеллы увидят, что кто-то фотографирует фрески или картины на стенах, то не разбираясь, просто выгонят всю группу вместе с экскурсоводом. Спасибо, хоть фотоаппараты не отбирают. Ну вот, сказать-то нам Галина об этом сказала, но у меня как в одно ухо влетело, так из другого благополучно и вылетело. Я выключила вспышку на фотоаппарате и спокойно фотографировала себе всё, что хотелось запечатлеть на память. Как я уже писала выше, из музея Ватикана мы незаметно перебрались в Сикстинскую капеллу, и я, напрочь забыв о грозных предупреждениях, успела дважды щёлкнуть фреску со Страшным судом, когда услышала, как на меня зашикали девчонки из нашей группы, мол, ты чего делаешь, хочешь, чтобы нас всех выгнали?! Я совершенно искренне возмутилась, не понимая, что такого предосудительного я делаю, за что нас всех погонят отсюда поганой метлой. «Фотографировать нельзя, говорили же!» – страшным шёпотом увещевали они меня. «Можно, если без вспышки», – с непередаваемым апломбом заявила я и в ту же секунду вспомнила всё, о чём нас предупреждала Галина. Сообразив, что чуть было не подвела под монастырь всю нашу группу (уж они бы мне за это спасибо не сказали), я поспешила убрать фотоаппарат в рюкзак от греха подальше, пока никто не заметил. К счастью, одна из тех двух фотографий, что я успела снять, оказалась удачной, достаточно чёткой, так что я её сохранила, и теперь могу гордиться её наличием.

9. Вот эта самая фотография.



Из Сикстинской капеллы мы естественным образом перешли в собор Святого Петра – так называемую Мекку всех католиков.

10. Собор строили 17 лет!



       Собор – это что-то потрясающее! Огромный, величественный, поражающий своими размерами и богатством внутреннего убранства, он произвёл на меня большое впечатление. Это, наверное, один из самых великолепных соборов из тех, что я видела в своей жизни. И при всём этом это собор действующий – здесь сам папа Римский служит службы по самым важным католическим праздникам – на Рождество, на Пасху. Кстати, главный вход в собор большую часть времени закрыт, его открывают только для папы, когда он входит в собор, туристы же проходят в боковые двери. Галина нам рассказывала, что Иоанн Павел II отслужил свою последнюю службу на Пасху в этом храме. В тот год Пасха была очень рано, как будто нарочно для того, чтобы теряющий силы папа успел отслужить службу в честь своего любимого праздника. От главных ворот храма до алтаря идти примерно метров сто, для ослабленного болезнью понтифика это непомерно много. Его приближённые приготовились облегчить ему путь, но Иоанн Павел II отверг всякую помощь и пошёл к алтарю самостоятельно. Он шёл очень долго, все собравшиеся в соборе верующие затаили дыхание, глядя, как мужественно папа преодолевает свою немощь. Когда понтифик дошёл до алтаря и сел в приготовленное для него кресло, он начал свою речь с не заготовленных фраз, а произнёс: «Никогда не позволяйте вашим слабостям управлять вашей жизнью». Собор выдохнул как один человек. А дорожка внутри собора, по которой обычно проходит к алтарю папа, всё время отгорожена таким специальным невысоким, примерно в полметра высотой, заборчиком, задрапированным бордовой тканью, чтобы туристы не входили на эту предназначенную только для папы дорожку.

11. Вот он, этот проход специально для папы.              12. Купол собора работы Микеланджело.

 

13. Балдахин над алтарем работы Бернини.                        14. Пьята работы Микеланджело "Оплакивание Христа"

 
16. С этого балкончика народу показывают вновь избранного Папу Римского.



17. Вот такой он, собор святого Петра.


Tags: Италия-2007, Мои фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments